ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ:
"С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?”
ПРОЕКТ РАЗРАБОТАЛИ:
ЗАМ.ЗАВ. ПО ВМР КЫРЧАНОВА А.И.
ВОСПИТАТЕЛЬ ЕВСТАФЬЕВА Л.А.
Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
ПРОЕКТ: "С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?”
Проект:
Долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий.
Участники проекта:
Дети, родители воспитанников, воспитатели группы.
Актуальность темы:
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о родном поселке ; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка -- сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Цель:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Задачи патриотического воспитания:
1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
3. Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
4. Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.
5. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Гипотеза:
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на мой взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать и называть:
• Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
• Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
• Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и области; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные мероприятия.
• Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.
• Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции.
• Должны знать природу России ее флору и фауну.
• Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
• Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5–6 народов, живущих на Земле, их быт, обычаи, традиции. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных которые там живут и растения, которые растут там.
Презентация проекта:
Оформление творческого пакета. Представление проекта.
Основные направления реализации проекта:
1. Разработать проекты:
o «С чего начинается Родина?”;
o "Родной мой край”;
o "Мой родной поселок”;
o "Семь чудес Синегорья”,
o «Поселок Баранчинский»
o «Памятные места»
o «Они прославили поселок»
o «Баранчинские умельцы»
o «Наш завод»
o «Генеалогическое древо семьи»
o «Я и мое имя»
o «Животные Урала»
o "Мой дом детский сад – моя маленькая Родина”;
o "Мой город и область в которой я живу”;
o "Россия – Родина моя”;
o "Земля – планета на которой мы живём”.
1. Разработать и провести циклы занятий:
o "Мой дом – моя семья”;
o "Хорошо у нас в саду”;
o "Улицы родного поселка”;
o "Моя Родина – Россия”;
o "Москва – столица нашей Родины”.
o Культура поселка (обычаи, традиции, народное творчества)
o "Защитники отечества”;
o "Мы – дети Земли”;
o "Береги свою планету”.
2. Создать мини-музеи боевой и трудовой славы ветеранов, защитников Отечества, театра русского костюма.
3. Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей:
1. Проведение праздников в детском саду:
"День защитников Отечества”;
"9 мая – день Победы”;
"Мамин день”;
"Праздники по народному календарю” (Масленица, Святки, Осенины).
2. Выставки детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей:
"Славься Край Уральский!”;
" Посёлок Баранчинский – глазами детей”.
3.Деятельность народного творчества детей:
Оркестр народных инструментов.
Театр русского костюма.
5. Физкультура и спорт.
o Организация дней здоровья.
o Спортивные развлечения, праздники, эстафеты.
o Экологические походы.
o Спортивные праздники "Весёлые старты”, "Мама, папа, я – спортивная семья”.
6. Акции:
• "Покормите птиц зимой”.
• "Зелёный патруль”.
• "Памятник”.
• "Озеленение территории детского сада”.
• «Огород»
• Чистый берег реки
7. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
• Изготовление атрибутов для игр: "Пограничники”, "Моряки”, "Космонавты”, "Пожарные”, "Спасатели”, "Инопланетяне”, "Пешеходы и пассажиры” и т.д.
• Оформление "Экологической галереи”, "Маршрута безопасности движения”, "Мини-музея народного творчества”, мини-музеев "Летопись посёлка, "Москва – столица России” и т.п.
• Изготовление атрибутики государственных символов России, города, области.
• Оформление альбомов: "Достопримечательности посёлка, "Моя семья”, "Хорошо у нас в саду”, "Где мы любим отдыхать”, "В гостях в экологическом комнате”.
8. Создание газет: "Моя спортивная семья”, "Утром солнышко встаёт, в детский сад меня зовёт”.
9. Работа с родителями:
• Знакомить детей с семейными реликвиями.
• Осуществить совместный проект детей – родителей – педагогов "С чего начинается Родина?”.
• Анкетирование родителей: "Знаете ли вы своего ребёнка”.
• Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи.
• Помощь в снятии видеофильмов.
• "Трудовой десант” родители с детьми (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора на участках, детский сад осенью, зимой).
• Выставка плакатов-проектов: "Каким я бы хотел видеть наш посёлок”, "Земля – планета на которой мы живём”.
10. Социальное развитие:
• Встречи с почетными людьми посёлка.
• Экскурсии.
• Посещение выставок.
• Создание библиотеки в группе.
• Создание видеотеки.
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ
В работе с детьми по патриотическому воспитанию в детском саду используются как традиционные (например, игровые) так и современные высокоэффективные дидактические системы и педагогические технологии.
Активно используются технологии, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский метод, ТРИЗ, метод проектов, интегрирование, использование компьютера. Если их анализировать с точки зрения отношения взрослого к ребенку, то мы отдаем предпочтение личностно-ориентированному и дифференцированному подходу, педагогике сотрудничества.
Исследовательский метод
Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному проявлению у ребенка своих мыслей, чувств, своей самостоятельности, творческих способностей, фантазии.
Современная ситуация требует не фрагментального использования исследовательского метода, а его доминирования, преобладания над репродуктивными методами. Хотя исследовательский метод может дать образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами, особенно на начальных этапах обучения.
Примеры использования исследовательского метода в области патриотического воспитания в детском саду № 31:
– создание совместно с родителями генеологического древа своей семьи;
– составление рассказов о своем дедушке, бабушке;
– создание музеев в группе;
–участие в проекте « Я и мое имя».;
–экскурсии по поселку.
Интегрирование
Потенциальные возможности гармоничного развития ребенка, его творческие способности к постижению мира остаются в значительной степени нереализованными, поэтому возникла необходимость в интегрировании образовательных компонентов с той целью, чтобы не произошло увеличение образовательных нагрузок. Современные тенденции развития образования предполагают необходимость содержательного обогащения, дополнения к обязательному базовому (стандартному) компоненту других дисциплин, актуальность которых наиболее ощущается.
Интегрирование позволяет педагогу реализовывать большее количество разделов образования за меньшее время.
Специфика интегрированных занятий в ДОУ:
Работа по патриотическому воспитанию детей строится на дополнении одних средств другими, на сочетании средств выразительности, характерных для каждого вида деятельности.
Примеры интегрирования в детском саду № 31:
– национальное образование и художественно-эстетическое (культурологический подход в воспитании опирается на следующую педагогическую закономерность: воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации);
– нравственно-патриотическое воспитание и художественно-эстетическое образование ;
– нравственно-патриотическое воспитание и экологическое воспитание и образование;
– нравственно-патриотическое воспитание и начальная компьютерная грамотность и многое другое.
Использование компьютера
Использование новых информационных технологий, является одним из важных условий обновления научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. В детском саду созданы условия для проведения такой работы. Имеется смотровой зал, где находится мультмедийная установка, плазменный телевизор с большим экраном, компьютер, DVD, цифровой фотоаппарат.
Концепция внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование принципиально исключает обучение детей основам информатики, составлению алгоритмов и моделей.
Новые информационные технологии, являются важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Примеры использования компьютера в работе детского сада № 31 по нравственно-патриотическому воспитанию:
- создание видеофильмов;
- создание видеоклипов;
- слайд-шоу;
- создание презентаций.
- выпуск газеты;
- создание буклетов для родителей, пригласительных билетов.
РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
В детском саду воспитателем старшей группы Евстафьевой Л.А разработаны мультимедийные проекты:
o «С чего начинается Родина?”;
o "Родной мой край”;
o "Мой родной поселок”;
o "Семь чудес Синегорья”,
o «Поселок Баранчинский»
o «Памятные места»
o «Они прославили поселок»
o «Баранчинские умельцы»
o «Наш завод»
o «Генеалогическое древо семьи»
o «Почему меня назвали Ириной?»
o «Животные Урала».
Под руководством музыкального руководителя Терентьевой Л.А. создан оркестр народных музыкальных инструментов «Веснушки», который неоднократно принимал участие в выступлениях в ЦКиД и является украшением всех утренников, проводимых в детском саду.
В детском саду регулярно проводятся русские народные праздники – Масленица, Святки-колядки, Осенины, Рождество, Пасха, Троица.
В детском саду стало традицией проводить Неделю здоровья в феврале, совместные спортивные мероприятия с родителями, экологические походы, летом Малые олимпийские игры, спортивные праздники.
В детском саду регулярно проводятся акции, направленные на воспитание бережного отношения и заботы о родном поселке:
• "Зелёный патруль”.
• "Озеленение территории детского сада”.
• «Огород»
• Чистый берег реки
В детском саду воспитателями в группах созданы мини-музеи «Горница», «Сказы Бажова», Старинные вещи», «Русское народное творчество», позволяющие детям вести исследовательскую работы.
Большую роль в патриотическом воспитании играют встречи с ветеранами войны и тыла, которые традиционно проводятся в канун праздника, посвящённого Дню Победы. Дети готовят концерт, подарки. Забота о ветеранах воспитывает отзывчивость, уважение к взрослым, пожилым людям.
Детский сад неоднократно награждался Грамотами и Дипломами за участие.
В каждой группе создан уголок патриотического воспитания, где представлена государственная атрибутика, национальные костюмы, альбомы и книги рассказывающие о России, родном крае.
Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Наши идеи от близкого к далекому. Поэтому создаем условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Учим детей не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать. Поэтому проводим много мероприятий совместно с родителями.
Проведены развлекательные мероприятия:
• «А ну-ка, бабушки!»
• «Мама, папа, я – здоровая семья»
• «Мама, папа, я – весёлая семья»
• «Мама, папа, я – сказку любит вся семья»
• «Мама, папа, я – спортивная семья»
• «Мама, папа, я – дружная семья»
Большая работа, проведенная в рамках проекта « С чего начинается Родина» позволила в первую очередь создать содружество детского сада и семьи. Родители с интересом и большим энтузиазмом принимали участие в нашем проекте и были не только помощниками, но и участниками. Тем самым мы достигли цели: укрепления семьи.
Дети узнали много нового о своем родном поселке, людях, живущих рядом, истории, достопримечательностях. У детей сформировалось уважительное отношение к старшему поколению, интерес к истории родного посёлка, бережное отношение к природе родного края, привязанность к родному дому, семье, гордость за свой народ, его достижения, за страну в которой они живут.
ПРОЕКТ "Комнатные растение в уголке природы" https://yadi.sk/i/axN_Bs5BeaFGW |