АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ
Один из главных «двигателей» в развитии малыша – потребность ориентироваться в окружающем мире, понимать его. Чтобы ребенок мог доверять ему, мир должен быть стабильным и предсказуемым. Но в какой-то момент в таком понятном, привычном мире все меняется и нужно время, чтобы все опять вошло в свою колею. Примеры таких крупных «нарушений» - переезд, изменение состава семьи и, конечно, поступление в детский сад. С психологической точки зрения последнее событие, несомненно, является стрессом, к которому детский организм должен адаптироваться.
Начало адаптации – это мобилизация энергии. Еще бы, вокруг столько всего нового, необычного, и прежние привычки не годятся и ожидания – не оправдываются. В этот период у ребенка повышена эмоциональность, он плохо ест, спит, может проснуться ночью мокрым. Затем происходит освоение новых условий. У малыша складываются другие привычки, нормализуется аппетит, уменьшается возбудимость (сон восстанавливается медленнее). Окончание адаптационного стресса характеризуется либо истощением и заболеванием, либо – что чаще – малыш приходит в норму, но уже на новом уровне.
Время адаптации для каждого ребенка может быть разным – от 20-30 дней до 2 – 6 месяцев. По какому пути пойдет ваш маленький, зависит от его состояния здоровья, от физического и умственного развития, от того насколько он привязан к матери. Можно сравнить поступление ребенка в детский сад с рождением. Иногда ребенок действительно чувствует себя выброшенным в большой мир, беспомощным. Ребенок может быть агрессивным по отношению к другим детям, избегать контактов. Его плач сменяется пассивностью, безразличием, интеллектуальное и речевое развитие приостанавливается или даже возвращается на более ранний уровень.
КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ
Полезные советы
1. Необходимо заранее познакомиться с условиями детского сада, и постараться приблизить к ним условия воспитания в семье (режим дня, характер питания, навыки самообслуживания).
2. Дать ребенку возможность получить опыт общения со сверстниками, научить как попросить игрушку, поделится своей игрушкой, умению ждать, благодарить, просить о помощи и т.д.
3. Важно заранее познакомить ребенка с детским садом, положительно настроить малыша (много детей, игрушек, хорошая тетя и т.д.) Можно побывать на территории детского сада, посмотреть, как играют дети, познакомить ребенка с обстановкой группы, с воспитателем. Пусть посмотрит, где он будет спать, раздеваться, играть, кушать. Все это дает уверенность, создает положительный настрой.
4. Важно продумать, на какое время родители будут оставлять ребенка в детском саду, кто будет приводить и забирать его. Так, если крохе легче расставаться с папой или бабушкой, а не с мамой, то лучше, если приводить его будут папа или бабушка. Очень важно в период адаптации вовремя забирать ребенка вечером. Здесь нужно прислушиваться к советам педагогов. Представьте, как одиноко чувствует себя тот, кого забирают последним.
5. Можно давать ребенку с собой игрушки из дома, фотографии, вещи, которые будут напоминать о вас и вашей любви к нему (ней).
6. Не стоит говорить в присутствии ребенка отрицательно об этом детском садике, его работниках, а также угрожать маленькому даже в шутку: «Вот пойдешь в садик, там тебе покажут!» или «Если не будешь слушаться, заберу из сада поздно!»
7. Во время привыкания ребенка к детскому саду важно избегать неприятных процедур (инъекции, визиты к стоматологу, и т.д.) Лучше подумать об этом перед садом или отложить на некоторое время.
Приучайте ребенка к режиму дня
Как ребенок адаптируется в детском саду, зависит от организации режима дня дома с самого рождения ребенка. Чем больше условия жизни дома будут приближены к детскому учреждению, тем быстрее привыкнет ребенок к жизни в детском саду.
Правильная организация жизни детей невозможна без соблюдения часов кормления, сна и прогулки. Очень важно правильно организовать режим дня ребенка, это поможет ему и в будущем, когда ребенок пойдет в школу.
Режим – рациональное и четкое чередование сна, еды, прогулки, различных видов деятельности в течение суток.
Огромное значение в поддержании здоровья, работоспособности имеет сон. Недостаточная продолжительность сна отражается на нервной системе ребенка. Нужно приучить ребенка с самого рождения ложиться спать в одно и то же время. Перед сном желательно организовывать деятельность, успокаивающую ребенка. Можно почитать добрую сказку. Обязательно проветрить перед сном комнату, устранить яркий свет, все раздражители. Постель должна быть достаточно просторной, чистой, не слишком мягкой.
Прием пищи ребенка также должен быть упорядочен. Перед едой обязательно вымыть руки. Пищу принимать только сидя за столом. Малыш не должен разговаривать и заниматься посторонними делами во время еды. Стараться соблюдать интервалы между приемами пищи.
Прогулка – это неотъемлемая часть режима дня. Путем ознакомления с природой, животными, растениями ребенок развивается лучше, учится быть бережливым, внимательным, наблюдательным. Ребенок получает элементарное представление о жизни природы. Ребенок узнает о временах года: зиме, весне, лете, осени.
На прогулке надо обращать внимание детей на погоду: пасмурно, так как солнце спряталось за тучки. Если идет снег, дождь, то рассказать о явлениях природы. Нужно обеспечивать интерес к прогулке играми. Стройте из песка гаражи для машин, дома для кукол.
Если в семье не соблюдается режим дня, то и ребенок с трудом будет привыкать к режиму детского сада. Несовпадение домашнего режима с режимом детского сада отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится капризным, безразличным к происходящему.
Для хорошего самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевание, питание, умывание). Хотя нередко в детский сад малыш приходит, не умея самостоятельно кушать, одеваться, ходить на горшок.
Формируйте у ребенка навыки самообслуживания
Чтобы ребенок с удовольствием ходил в детский сад, чувствовал себя уверенно, особенно это касается первых дней посещения ребенком детского сада, у него должны быть сформированы необходимые гигиенические навыки, которые формируются в семье.
Кожа ребенка нежная, поэтому требует постоянного ухода. Малыш под контролем и с помощью взрослого должен каждый день утром и вечером мыть лицо, уши, шею, ножки. А взрослые следят за тем, чтобы ребенок досуха вытирал вымытые части тела. Учите ребенка засучивать рукава, не разбрызгивать воду, не мочить одежду, намыливать руки мылом.
Одеваться и раздеваться малыша надо приучать в семье и делать это надо в определенной последовательности: снимать, надевать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, застегивать, расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. Нужно учить ребенка замечать беспорядок в одежде, уметь самостоятельно справиться или обратиться за помощью к взрослому. Учите ребенка пользоваться носовым платком, туалетом.
Родители должны дать ребенку возможность при еде обслуживать себя самому, тогда охотнее будет съедаться пища. Можно попросить его помочь накрыть на стол. Ребенок вполне может разложить ложки, салфетки, хлеб. Поев, можно попросить помочь убрать со стола, сказав слова благодарности, что без него не справились бы.
Чтобы одевание превратилось в удовольствие, можно делать это в игровой форме.
Самообслуживание – это не только приобретение навыков ухода за собой, но и, что немаловажно, приобретение трудовых навыков.
ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ…
Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад
1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.
2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
3. Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.
4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
5. Поддерживайте дома спокойную обстановку.
6. Не перегружайте ребенка новой информацией.
7. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.
8. Помните о том, что все дети адаптируются по-разному. Одного ребенка можно оставить до обеда, другого только на 2 часа.
9. Прислушивайтесь к рекомендациям воспитателя, медицинской сестры, психолога.
Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями
1. Рассказывайте ребенку, что хорошего ждет его в детском саду.
2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
4. Принесите в группу свою фотографию.
5. Придумайте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
6. Будьте внимательны, добры, ласковы к ребенку, когда забираете его из детского сада.
7.После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.
8. Устройте семейный праздник вечером.
9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
10. Будьте терпеливы.
Агрессивность у детей
Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку. Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех детей, например, в возрасте трех - пяти лет. Но у некоторых агрессивность может закрепиться как устойчивая черта поведения и как качество личности. Так что еще в дошкольный период надо правильно относиться к поведению агрессивного ребенка.
Какого ребенка можно назвать агрессивным?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать:
- на кого он нападает (на более младшего, слабого - могут быть и другие варианты);
- как часто он это делает. В одном из исследований подсчитали, что агрессивные дошкольники в течение часа делают несколько выпадов против своих сверстников, а более мирные собратья - не более одного выпада за то же время;
- нападает он первым или нет, в каких обстоятельствах это делает и провоцирует ли его кто-то в этот момент.
Надо заметить, что четких критериев, какое поведение считать агрессивным, пожалуй, нет. Родители мальчиков, например, часто оправдывают такое поведение, которое для девочек считается неприемлемым. И все же практически в каждом детском коллективе выделяются постоянные агрессоры и те, у кого такие вспышки бывают гораздо реже.
Какие черты свойственны агрессивным детям?
- Они часто перекладывают на других свою вину за вспыхнувший инцидент ("он мешал мне играть", "не хотел давать мне игрушку" и т.д.).
- В окружающих они видят постоянную угрозу нападения или обиды.
- Чаще испытывают негативные эмоции.
- Они фиксированы на себе, других людей воспринимают как обстоятельства, мешающие их жизни, не стремятся понимать чувства других.
Почему они так себя ведут?
Мы уже говорили, что вспышки агрессии можно наблюдать у всех маленьких детей. Объясняется это тем, что у малышей еще недостаточно средств, чтобы выразить свои негативные ощущения, внутренний дискомфорт. Например, они ведут себя импульсивно, когда хотят привлечь внимание или получить какой-то предмет. Получив то, что хотели, прекращают свои агрессивные действия. Постепенно большинство детей понимает, какими способами можно получить желаемое, и выбирает обычно неагрессивное поведение. А кто-то предпочитает добиваться своего прежними действиями.
Есть и другие мотивы нападения: защита себя от явной и скрытой угрозы, месть обидчику, желание подчеркнуть и утвердить свое превосходство. Но больше всего, конечно, взрослых возмущает стремление некоторых детей унизить другого ребенка, радуясь при этом его страданиям.
Например, отобрать игрушку и швырнуть ее далеко в воду. Или намеренно столкнуть другого с лестницы и громко хохотать, наблюдая, как тот с трудом встает на ноги. Вот здесь агрессия - это уже самоцель, жестокое и враждебное поведение. Такие дети обычно выбирают из окружения одну-две жертвы, слабее себя физически. Чувство вины и раскаяния за свой поступок у них отсутствует.
Откуда берутся маленькие агрессоры?
Когда речь идет о происхождении каких-то черт характера, высказывают обычно две точки зрения. Согласно одной, черты личности наследуются от родителей и более отдаленных предков. Согласно другой, ребенок подражает тому, что видит вокруг себя, и затем эти образцы поведения закрепляются как устойчивые качества личности. Правдоподобными кажутся оба объяснения. С генами могут передаваться какие-то особенности нервной системы, а значит, типы реагирования на обстоятельства жизни. И все же очень многое зависит от условий воспитания - и в семье, и в среде сверстников.
Что можно сделать?
1. Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только временный успех.
2. Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.
3. Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.
Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ваши стычки с братом, или сестрой, или собственными родителями, или одноклассниками. Возможно, вы начнете лучше понимать своего ребенка и сможете помочь ему.
Как вести себя взрослому, если он стал свидетелем агрессивной стычки?
- Вмешиваться ли еще до прямых физических действий со стороны нападающего? Разумеется, надо доверять возможностям детей самим решать спорные вопросы. Но если вы видите угрозу перехода к физическому нападению, все-таки нужно вмешаться. Отвлечь агрессора (предложить другое занятие или предмет, на который можно излить свой гнев). Если отвлечь уже невозможно, установить на его пути физическое препятствие: отвести угрожающую руку ребенка или удержать его за плечи с резким "Нельзя!". Если взрослый находится поодаль - остановить окликом.
- Объяснения, почему "нельзя", не должны быть долгими, иначе они неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать вашу аргументацию, а, скорее всего, просто не услышит вас.
- Что делать, если агрессивное нападение уже совершилось? Даже если не удалось остановить ребенка, дать ему понять, что такое поведение неприемлемо. Больше уделить внимания обиженному, нападавшему - негативное, причем краткое внимание. При этом помнить, что в "мирное время" и он должен получать ваше достаточное позитивное внимание. Принуждать к извинениям в этот момент не стоит - настоящей вины и раскаяния маленький агрессор все равно не чувствует
- Должен ли взрослый обещать агрессору те же неприятности, которые тот причинил своей жертве? ("Ударил малыша палкой по голове - сейчас от меня получишь!") Побуждать ли к ответным действиям обиженных детей? Если да, то ситуация легко может выйти из-под контроля - взрослый сам показывает, что физические действия - допустимый способ разрешения конфликта.
- Стоит заранее обдумать варианты своих действии в подобных ситуациях, в острые моменты на это просто нет времени. Какие это могут быть варианты? Во-первых, отослать агрессора в специальный угол - место, где нападавший может поостыть, во-вторых, лишить игрушки или какой-то привилегии - не взять с собой в зоопарк, например. Тяжесть лишения должна соответствовать степени проступка, а само лишение следовать сразу же за произошедшим. Иначе ребенок вместо вины будет чувствовать себя несправедливо ущемленным, а это вовсе не удержит его от дальнейших агрессивных действии.
Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.
Беззащитность перед агрессией.
Среди детей есть и агрессоры, и тихони. Тихони чаще - девочки, но нередко и мальчики. Незлобивые, кроткие, они уступают свои игрушки и вещи другим, никогда не дадут сдачи обидчику. Не стараются привлечь к себе внимание, не пытаются требовать даже законно своего, легко смиряются с потерями, несправедливыми решениями, не пытаются себя отстоять. Активным контактам они предпочитают позицию наблюдателя, коллективным играм - индивидуальное общение.
Родители и окружающие считают таких детей неприспособленными к жизни. Их возможности часто недооценивают, занижают. Многие родители считают, что главное в жизни - продемонстрировать свои возможности перед другими, отстоять и защитить себя. А именно этого тихие дети и не умеют. Не все тихони такие от природы. "Тихие" качества некоторых из них сформировали родители чрезмерными требованиями соблюдать нормы поведения, постоянными напоминаниями о том, как должна себя вести приличная девочка или воспитанный мальчик. Поведением этих детей управляют слова "прилично" и "неприлично". Неприлично выходить из себя, говорить грубые слова, драться, опускаться до уровня обидчика, повышать голос на родителей. Прилично быть скромным, стеснительным, почтительным к старшим, держать свое мнение при себе. Нередко добытая таким образом "приличность" оборачивается серьезными проблемами и для родителей. Но главным образом для самого ребенка - от непредсказуемых вспышек агрессии до тяжелых эмоциональных расстройств.
Неагрессивный ребенок: как ему помочь?
Ирония и юмор - защита неагрессивных детей. Но есть и другие тихони, они чувствуют себя в этой роли комфортно, поскольку она соответствует их психологической природе. Их кротость, уступчивость поначалу устраивает родителей, поскольку избавляет от многих хлопот. Но по мере того как ребенок вырастает и включается в социальную жизнь (прежде всего школьную), у родителей появляется беспокойство. Дочь (сын) не может дать отпор другим детям, постоять за себя, не в состоянии обеспечить выживаемость в борьбе за существование, которая ведется в каждом школьном классе, коридоре, дворе.
Родителям кажется, что они помогут ребенку, если научат его злиться, толкаться, выкрикивать обидные слова, драться. Они настойчиво учат его, что не следует загонять внутрь свою обиду, скрывать недовольство - лучше об этом заявить открыто. Пускай в решительной и даже агрессивной манере - надо, чтобы другие поняли, что он не собирается сидеть сложа руки и ждать, когда его обидят еще раз.
Родители были бы очень рады, увидев у ребенка признаки сильного гнева. Но чаще всего этого не происходит. Дети не хотят меняться; у них есть много причин, чтобы отстаивать свой способ включения в реальность. (И их упорство как раз демонстрирует, что не так они и безвольны, что вполне могут защищать себя, когда это для них важно.)
Тихие дети, как правило, более слабы энергетически. И, отказываясь от протестов в виде активных выступлений, отпоров, демонстраций, они, прежде всего, экономят свою энергию. У такого ребенка часто очень хорошо развита способность к самонаблюдению, самоанализу. Он хорошо объясняет собственные действия, поступки других людей, их причины. Именно так он и выясняет отношения с окружающими. Тихие дети предпочитают проводить внутреннюю работу по защите себя.
Они часто самодостаточны и гораздо меньше, чем их сверстники, зависят и страдают от мнения и оценки окружающих. Нельзя сказать, что они не высказывают своего отношения, не протестуют. Их защита - ирония и юмор. Она не так заметна со стороны, но для них она так же реальна, как для другого ребенка - крепкие кулаки, железные нервы, напористость.
И все же родителям не стоит вовсе отказываться от желания научить тихого ребенка активно выражать свой протест, гнев, защищать себя (если это не противоречит желанию ребенка). Можно предложить ему разнообразные решения возможных конфликтных ситуаций, продемонстрировать их и разыграть вместе с ним. Ребенок сам выберет подходящие ему способы защиты.